На мысль написать данный пост меня натолкнул мой недавний опыт в одном проекте. В рамках этого проекта была проведена стратегическая сессия для создания Стратегии развития компании. Далее, стояла задача разработать продуктовые стратегии. Однако, в дальнейшие планы вмешались новые меры по борьбе с COVID-19, а также другие обстоятельства организационного характера.
Стратегическая сессия
Обычно, стратегические сессии, которые проводим мы, длятся от 2 до 5 дней, в зависимости от объема решаемых задач.
Очевидные задачи – это формирование Миссии, Видения компании, реже работа продолжается над Ценностями компании. Но затем, работа переходит в более рациональную сферу и речь идет о разработке дерева целей (MBO/BSC), затем прорабатывается система показателей этих целей, наконец, формируется пул стратегических проектов либо инициатив, которые в свою очередь ложатся в основу оперативных планов. Далее – бюджетирование и реализация, этапы, которые осуществляются за пределами стратегической сессии.
Однако, опытные специалисты, помимо очевидных задач, решают и другие. Те, реализацию которых, трудно переоценить. Речь идет об управлении изменениями и формировании интегральной команды.
В части Управления изменениями написано множество трудов. Задача фасилитатора стратегической сессии сделать так, чтобы ее участники стали СОУЧАСТНИКАМИ создания стратегии. Чтобы они ПРИСВОИЛИ себе результат стратегической сессии. В таком случае, все участники и будущие реализаторы этой стратегии становятся ее владельцами, а значит, не смогут сказать, что не согласны с ней и не станут саботировать ее исполнение.
Формирование Интегральной команды, по сути, задача близкая по духу к Управлению изменениями. Фасилитатор должен сформировать такие правила взаимодействия в сессии, которые будут направлены на концентрацию внимания на СВЯЗЬ между участниками сессии и которые затем будут использоваться за пределами сессии. Смысл формирования Интегральной команды состоит в формировании единого коллективного “организма”, коллективного разума, интегральной ответственности за общий результат, за реализацию общей стратегии.
Персональная работа
Что же мы видим, когда разработка стратегии осуществляется одним или несколькими экспертами?
Стратегия – документ высокого уровня, который должен быть согласован с высшим руководством компании или даже с акционерами. В связи с этим, у разработчиков, возникает постоянная необходимость “сверять свой курс” с ожиданиями акционеров. Мы в том направлении идем? Здесь достаточные значения показателей? Что вы имели ввиду когда говорили о том-то? У нас достаточно для этого средств? У нас будут инвестиции? Ведь каждый вопрос еще надо иметь возможность задать… И что в итоге?
А в итоге раздраженные медлительностью акционеры, неуверенные в своей работе разработчики стратегии и… дезинтегрированная команда (Моя хата с краю, ничего не знаю), а также скорее всего, латентное сопротивление инициативам и проектам.
Примерные сроки разработки стратегии через стратегическую сессию и формализацию ее результатов могут занять до 1,5-2 недель. А вот персональная работа – думаю от месяца. Конечно, это очень субъективные оценки, но все же эффективность стратегических сессий для меня неоспорима.