Бизнес процесс, казалось бы, работает как часы, что все прозрачно и понятно, и узнаем, о том, что что-то пошло не так слишком поздно, когда есть свершившийся факт. Почему же мы не замечаем проблем раньше?
Помнится, как моя коллега, заведующая кафедрой «Менеджмент», рассказывала мне о том, как они, молодые аспиранты, ещё в 80-х годах прошлого века изучали бизнес-процессы. Они описывали их с помощью карточек, раскладывая их на огромных поверхностях. В начале 2000-х, мы рисовали карты процессов в MS Visio, а в 2005-м начали использовать специальный программный продукт, с помощью которого проектировали систему управления организацией в целом. Таким образом, от необходимости понять как можно спроектировать, стандартизировать и оптимизировать процесс, мы пришли проектированию бизнес-архитектуры организации.
Под проектированием бизнес-архитектуры, в данном случае, понимается некая аналитическая работа, в результате которой будет получена многокомпонентная модель организации, представляющая собой систему взаимосвязанных между собой подсистем: целей и показателей, бизнес-процессов, организационной структуры, ресурсов и информационных систем. Кроме того, нужно помнить, что на бизнес-архитектуру также влияет организационная культура, включающая в себя кроме формализованных и неформализованный правил и ценностей, традиций и устоев, способность к управлению изменениями, т.е. обеспечению непрерывности деятельности организации под воздействием меняющихся внешних и внутренних факторов. При этом каждая из упомянутых подсистем являются в свою очередь системой, включающей в себя другие подсистемы.
Какой же резон, проектировать бизнес-архитектуру организации? Для чего? Чтобы это понять, нужно немного отступить от темы.
Эффект наблюдателя
Мы с вами должны осознать, что мир, который воспринимается нашими органами чувств, может быть совсем не таким, каким мы его себе представляем. Информация попадающая на наши «сенсоры» обрабатывается мозгом, налагая на объективность пелену субъективизма. Человеческий мозг, пожалуй самая большая загадка в нашем мире. Дело в том, что мОзгу все равно с чем работать, с реальностью или воображением (галлюцинацией). Мозг работает с правдой и ложью одинаково, воспринимая их равно. Это объясняет то, что мы, зачастую верим в то, чего на самом деле нет. Нам кажется, что система работает как часы, что все прозрачно и понятно, и узнаем, о том, что что-то пошло не так слишком поздно, когда есть свершившийся факт. Почему же мы не замечаем проблем раньше? Потому что действует эффект «наблюдателя». Не буду вдаваться в объяснения данного феномена, желающие найдут много материала и в квантовой физике и в психологии. Однако, некая фиксация (фотография) и моделирование всей системы, в нашем случае бизнес-архитектуры, позволяет посмотреть на всю систему организации наиболее объективно, без влияния феномена «наблюдателя». Главным условием здесь является «заморозка» системы и ее объективное описание, что само по себе очень сложно сделать по причине того же феномена «наблюдателя».
Удивительно видеть из проекта в проект как, при описании системы стратегических целей и показателей, обнаруживается, что она не имеет четкой связи и декомпозиции на уровень бизнес-процессов и процедур. Это наблюдается в каждом очередном проекте, в котором я участвую. В лучшем случае, под стратегические цели формируется План мероприятий (проектов), но процессуальная часть остаётся без внимания. И эта картина не очевидна, пока не начинается работа по проектированию бизнес-архитектуры. Таким образом, сам процесс проектирования бизнес-архитектуры даёт понимание взаимосвязи различных элементов систем и подсистем входящих в ее состав. При этом, надо помнить, что и сама бизнес-архитектура является системой находящейся под воздействием надсистем(ы) и… наблюдателя. Это очень увлекательный процесс, который можно сравнить с процессом создания живого организма, состоящего из скелета, мозга с нервной системой, мышцами, кровеносной системой и душой. И нужно сделать так, чтобы все в этом организме было красиво и гармонично.